Зарыть талант в землю. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Зарыть талант в землю — не развивать свои природные способности, пренебрегать тем, чем одарён. Один человек, уезжая в дальние страны, раздал своим рабам деньги. Денежная единица тогда называлось талантом. Пять талантов он дал одному рабу, три — другому, а последнему рабу оставил один талант.

Содержание

Толкование и происхождение фразеологизма «Зарыть талант в землю».

Не развивать свои природные способности, пренебрегать тем, чем одарён.

Зарыть талант в землю — не развивать свои природные способности, пренебрегать тем, чем одарён.

Не развивать свои природные способности, пренебрегать тем, чем одарён.

Это выражение пришло из евангельской притчи. В ней рассказывается, как некий человек, уезжая в дальние страны, раздал своим рабам деньги.

Денежная единица тогда называлось талантом.

Пять талантов он дал одному рабу, три — другому, а последнему рабу оставил один талант.

Возвратившись из путешествия, он призвал рабов и спросил, как они распорядились деньгами.

Оказалось, что первый и второй вложили свои деньги в дело и получили прибыль. А третий зарыл талант в землю и, конечно, сохранил его, но никак не приумножил. Надо ли говорить, кого хозяин похвалил, а кого осудил?

Выражение «зарыть талант в землю» напоминает, что мы должны использовать свои дарования, раскрывать их.

Зарыть талант в землю. ? — fraze.ru

Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой.
В заботах тяжких истощил,
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!

Алексей Николаевич Плещеев. «Вперёд — без страха и сомненья»

ЗАРЫ́ТЬ ТАЛА́НТ В ЗЕ́МЛЮ

Не развивать свои природные способности, пренебрегать тем, чем одарён.

❀ ❀ ❀

Поиск по сайту fraze.ru

Радуйся полученным знаниям и поделись с другими.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Нажмите на иконку, чтобы опубликовать на своей странице

Что значит зарыть талант в землю?

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Земля — это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля — это земное богатство, честь и слава, людская похвала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты во прахе. Суровый приговор изрек таковым Господь!

Христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути к спасению. Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству — только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.

«Жестоким» назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19)? Нет, только не понимающий путей Промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное Милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, омыться двойной влагой: солеными слезами покаяния и соленым потом труда.

Небесный Отец — строгий Учитель и Воспитатель.

Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются: почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь Своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.

Мускулы атлета, оставшись без упражнений, постепенно слабеют — и красивое мощное тело превращается в заплывшие жиром телеса. Вот так же душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к брани духовной и с легкостью порабощается диаволом.

Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидают непрестающий плач и скрежет зубов,

Валаамские ананасы и праздники «Спаса» Валаамские ананасы и праздники «Спаса» В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод: земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только на потребу пламени адского. Благо плодоносному! Велика награда, ожидающая его, заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими и стало можно поставить их над многим (см.: Мф. 25, 21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.

Зарыть талант в землю

Талантом, по библейскому сказанию, называлась монета, а если точнее, то мера веса драгоценных металлов. В евангельской притче говорится, что, уезжая, один человек оставил своим рабам деньги. Два раба пустили деньги в дело, а вот третий зарыл свой талант в землю. Хозяин вернулся. Тогда первый раб отдал ему 10 талантов, второй отдал 4 таланта, а третий отдал тот же 1 талант. Вот с тех пор и пошло выражение зарывать талант в землю.

Употребляют этот фразеологизм, говоря о человеке, который не смог воспользоваться данными ему способностями и развить их; попусту растратил дар, данный ему свыше.

Бывает, смотришь на человека, а в нем столько талантов: умеет красиво рисовать, оратор, которому может позавидовать любой политик, руки золотые. Только все это пропадает зря, ведь человек не применяет свои навыки и умения, не пользуется на полную мощь тем, чем наделила его природа. Знаю одного мастера, который умеет все по строительным работам, а у самого дом в таком жалком виде. Ладно бы времени не было, как часто говорят, что сапожник без сапог, а то ведь времени куча свободного. Человеческая лень и зарывает талант в землю.

Другое значение более приземистое: имеется в виду простой денег, когда деньги лежат мертвым грузом и не работают. Талант — деньги в древней Греции, Вавилоне, Персии, самая крупная мера веса (в разных местах она была разной).

Талант — это древняя монета. Зарыть ее в землю — значит не пустить в дело. Вспомните притчу из Библии, про господина и трех рабов которым он оставил деньги, и как двое из них вложили деньги в дело и принесли хозяину доход, а третий — зарыл в землю. Наверно отсюда это выражение.

Если без премудростей, то фраза «Зарыть талант в землю», означает следующее:

Мало кто знает, что изначально слово талант означало денежную меру, распространенную в античном мире.

В наш язык оно пришло благодаря притче, которую однажды рассказал Христос Своим ученикам.

Некий богатый человек, отправляясь в далекую страну, поручил рабам свое состояние. Одному он дал пять талантов, другому два, а третьему один. Первые два раба пустили полученное серебро в оборот и получили прибыль, а третий раб закопал полученный талант в землю. Когда господин вернулся, то потребовал у рабов отчета. Первый раб вернул господину десять талантов вместо пяти полученных, второй четыре вместо двух. И оба они услышали похвалу: «В малом вы были верны, над многим вас поставлю». Третий же раб вернул то, что и получил, оправдывая себя тем, что боялся потерять полученный талант, поэтому и закопал его в землю. На это он услышал грозные слова: «Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью». Господин велел отнять у раба его талант и отдать деньги тому, кто не испугался потрудиться и приумножить то, что было ему дано.

Что значит «Зарыть талант в землю»? Значение «Зарыть талант в землю»

Что это такое означает?
«Зарыть талант в землю» – это не развиваться; забыть о развитии способностей.

В словарях

Зарыть талант в землю — не дать развиться таланту, дать ему заглохнуть. (Толковый словарь Ожегова (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1992 г.), “Талант”)

Зарыть талант в землю — не заботясь о развитии таланта, дать ему заглохнуть, погубить его (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940, “Талант”).

Читайте также

Плата за землю

Плата за землюПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ — установлена Законом РСФСР от 11 октября 1991 г. № 1738-1 “О плате за землю” в формах: земельного налога, арендной платы и нормативной цены земельного участка. Граждане и юридические лица за земельные участки, находящиеся у них в собственности,

Удивительный талант

Удивительный талантСовременный двойник Готфрида Майнда в лице Киоши Ямашита обитает в Японии, в Кобе. Как в свое время Готфрид, Ямашита нуждается в защите и опеке, как ребенок, но его картины приобрели широкую известность. Они выставлялись в Кобе в 1957 году, на

Двусмысленная слава и недвусмысленный талант

Двусмысленная слава и недвусмысленный талантИз стихотворения «Поэма вне абонемента» (1912) поэта Игоря Северянина (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева, 1887—1941), в котором он так отзывается о себе как о поэте.Иронически о талантливом человеке с сомнительной

Талант — единственная новость, / Которая всегда нова

Талант — единственная новость, / Которая всегда новаИз стихотворения «Анастасии Платоновне Зуевой» (1957) Бориса Леонидовича Пастернака (1890— 1960).Талантам надо помогать, / Бездарности пробьются самиИз четверостишия «К истории» (опубл. 1965) советского поэта, переводчика и

Талан і талант

Талан і талант«Автор не без талану, але йому не вистачає ще життєвого досвіду й уміння організувати набуті спостереження», – читаємо в критичній статті й саме тому, що в ній мовиться про письменника та його здібності, бачимо помилку: треба було написати – таланту. Слово

Талант и бездарность

Талант и бездарностьТалант – это способность делать то, чему нас никто не учил.Альфред Конар (Польша)Талант – это как деньги: вовсе не обязательно его иметь, чтобы о нем говорить.Жюль Ренар (1864–1910), французский писательТалант – это как похоть. Трудно утаить. Еще

Талант и бездарность

Талант и бездарностьСм. также «Гений», «Искусство и художник»Талант — это способность делать то, чему нас никто не учил.Альфред КонарТалант — это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать.Сергей ДовлатовТалант — вопрос количества. Талант не в том, чтобы

Гений См. также «Великие люди», «Классика и классики», «Талант и бездарность»

ГенийСм. также «Великие люди», «Классика и классики», «Талант и бездарность»Гений – это талант умершего человека.Эдмон ГонкурТалант – это то, чем вы обладаете; гений – то, что владеет вами.Малколм Каули*Гений стреляет в цель, которую не видит никто, –

Искусство и художник См. также «Классика и классики», «Меценатство», «Оригинальность. Новизна», «Талант и бездарность»

Искусство и художникСм. также «Классика и классики», «Меценатство», «Оригинальность. Новизна», «Талант и бездарность»Искусство – природа человека; природа – искусство Бога.Филип Бейли*Искусство – диалог, в котором собеседник молчит.Григорий ЛандауЯ знаю,

Талант и бездарность См. также «Гений», «Искусство и художник»

Талант и бездарностьСм. также «Гений», «Искусство и художник»Талант – это способность делать то, чему нас никто не учил.Альфред Конар*Талант – это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать.Сергей ДовлатовТалант – вопрос количества. Талант не в том,

Талант. Способности

Талант. СпособностиСм. также «Компетентность» (с.315)На свете больше инструментов, чем мастеров.Жан Лабрюйер (1645–1696),французский писательВозможностей всегда больше, чем способностей.Из книги Э. Маккензи «14 000 фраз…»Причина слабости государства не в недостатке денег, а в

Притча о талантах… (Мф. 25:14–30)

В притче о девах Христос показал, чего Он требует от нашего верующего сердца, в притче о талантах учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Скорбная участь неразумных дев предостерегает нас от небрежения и холодности в духовной жизни; а здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу безпечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о девах требует от нас сердечной ревности к Богоугождению и милосердия к ближнему; притча о талантах – усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Не без причины Господь сказал притчу о девах прежде притчи о талантах. «В лукавую душу не войдет премудрость» (Прем. 1:4); из нечистого сердца не могут истекать вполне чистые, безкорыстные, святые желания и действия. Поэтому каждый должен прежде всего потрудиться над очищением своего сердца от страстей, чтобы воспитать в нем святые чувства молитвы и любви, а затем послужить и ближнему тем талантом, какой он получил от Бога. Таков порядок духовного делания. Это не значит, впрочем, чтобы можно было говорить для извинения своей лености: «Я еще недостаточно потрудился над очищением своего сердца от страстей, над самим собой, я еще не готов служить спасению ближних: довольно у меня забот о своей душе»… Сам не вызывайся на подвиг, а когда Бог позовет, укажет случай – не отказывайся. Этому и учит нас Господь Своей притчей о талантах.

Хотите ли знать, – как бы так говорит Он Своим апостолам, – как поступит Сын Человеческий по Своем пришествии и как должно поступать вам, ожидающим Его пришествия? Выслушайте еще одну притчу: ИБО ОН ПОСТУПИТ,

КАК ЧЕЛОВЕК,КОТОРЫЙ,ОТПРАВЛЯЯСЬ В далекую

ЧУЖУЮ СТРАНУ,ПРИЗВАЛ РАБОВ СВОИХ, не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность,

И ПОРУЧИЛ ИМ ИМЕНИЕ СВОЕ, отдал им на руки свои капиталы:

И ОДНОМУ, более ревностному и способному,

ДАЛ ОН ПЯТЬ ТАЛАНТОВ,ДРУГОМУ ДВА,ИНОМУ ОДИН,КАЖДОМУ ПО ЕГО СИЛЕ и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот;

И ТОТЧАС ОТПРАВИЛСЯ. В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело.

ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПОШЕЛ,УПОТРЕБИЛ ИХ В ДЕЛО, пустил их в оборот,

И ПРИОБРЕЛ трудами своими

ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ; ТОЧНО ТАК ЖЕ поступил

И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА и

ПРИОБРЕЛ ДРУГИЕ ДВА. Но не так поступил третий:

ПОЛУЧИВШИЙ ЖЕ ОДИН ТАЛАНТ ПОШЕЛ И ЗАКОПАЛ ЕГО В ЗЕМЛЮ И СКРЫЛ СЕРЕБРО ГОСПОДИНА СВОЕГО. Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе.

ПО ДОЛГОМ ВРЕМЕНИ,ПРИХОДИТ (возвратился)

ГОСПОДИН РАБОВ ТЕХ И ТРЕБУЕТ У НИХ ОТЧЕТА. С радостью явились перед своим господином верные и честные рабы:

И,ПОДОЙДЯ,ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПРИНЕС ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ, добытые его трудами и заботами,

И ГОВОРИТ: ГОСПОДИН! ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ,ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их.

ГОСПОДИН ЕГО был очень доволен таким усердием раба и

СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО,ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН,НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ : я доверяю тебе и многое.

ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО, раздели со мной радость, будь участником моей трапезы праздничной.

ПОДОШЕЛ ТАКЖЕ И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! ДВА ТАЛАНТА ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ,ДРУГИЕ ДВА ТАЛАНТА Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их.

ГОСПОДИН ЕГО и этому рабу выразил свое благоволение и

СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО,ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН,НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ; ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО. Настала очередь последнего раба. Не трудно понять, почему он медлил до конца: его страшила совесть, он недоумевал, как ему поступить, что сказать в оправдание своей безпечности. Правда, он не расточил данного ему капитала, подобно неправедному домоправителю, не прожил всей своей части, подобно блудному сыну, не задолжал десятью тысячами талантов, подобно немилосердому слуге, заимодавцу. Но он не исполнил воли своего господина, он показал непростительную леность; чувство зависти к счастливым товарищам смешивалось в нем с чувством страха за свою небрежность; досаду на самого себя он захотел излить на господина же, и в этом злом расположении сердца, как бы в отчаянии решившись на все, он дерзко входит к домовладыке: ПОДОШЕЛ И ПОЛУЧИВШИЙ ОДИН ТАЛАНТ И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! Я ЗНАЛ ТЕБЯ,

ЧТО ТЫ ЧЕЛОВЕК ЖЕСТОКИЙ, суровый, безпощадный деспот,

ЖНЕШЬ,ГДЕ НЕ СЕЯЛ,И СОБИРАЕШЬ,ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ,И,УБОЯВШИСЬ пустить в оборот твои деньги, чтобы не потерять их вовсе и не понести за это от тебя строгого наказания,

ПОШЕЛ И СКРЫЛ ТАЛАНТ ТВОЙ В ЗЕМЛЕ, чтобы, по крайней мере, вернуть его тебе в целости: получай его обратно;

ВОТ ТЕБЕ ТВОЕ – ни больше, ни меньше, как сколько ты дал мне. Он даже гордо похвалился тем, что вернул господину его талант в целости. Он как бы не замечает того, что, глубоко оскорбляя господина, называя его жестоким корыстолюбцем, он уже произносит приговор против себя самого: если господин жесток, то надлежало еще более стараться и страшиться; если господин требует чужое, то тем более потребует свое. И господин произнес свой праведный суд на этого ленивого и дерзкого раба:

ГОСПОДИН ЖЕ ЕГО СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ЛУКАВЫЙ РАБ И ЛЕНИВЫЙ! Лукавый, потому что защищаешь себя клеветами на меня и хочешь обмануть меня ложью, и ленивый, как доказываешь самим делом, я буду судить тебя твоими же словами:

ТЫ ЗНАЛ,ЧТО Я ЖНУ,ГДЕ НЕ СЕЯЛ,И СОБИРАЮ,ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ; пусть так, пусть я таков, каким ты меня представляешь: строг, взыскателен, жесток; но ты все же обязан был исполнить мою волю, если не из любви и преданности ко мне, как другие, то, по крайней мере, из страха, что я жестоко взыщу с тебя, и это мог ты сделать без всякого вреда и опасности для себя:

ПОСЕМУ НАДЛЕЖАЛО ТЕБЕ только

ОТДАТЬ СЕРЕБРО МОЕ ТОРГУЮЩИМ, отдать торговцам за известные проценты, и оно умножилось бы само собой, без твоего участия, хотя и не так, как увеличилось бы при твоих трудах, при твоем собственном усердии и благоразумии. Даже не было нужды тебе самому заботиться о возвращении моего капитала:

И Я,ПРИДЯ,ПОЛУЧИЛ БЫ МОЕ С ПРИБЫЛЬЮ. Затем господин обратился к другим слугам и сказал: «Этот раб обвиняет меня в алчности, хотя сейчас видел, как щедро я награждаю моих верных и усердных рабов. ИТАК,

ВОЗЬМИТЕ У НЕГО ТАЛАНТ И ДАЙТЕ ИМЕЮЩЕМУ ДЕСЯТЬ ТАЛАНТОВ. Пусть он знает, что я не из жадности требую умножения талантов, а ради вашей же пользы. Кто трудится, тот увеличивает свое достояние, а безпечный и нерадивый теряет и то, что имеет:

ИБО ВСЯКОМУ ИМЕЮЩЕМУ ДАСТСЯ И ПРИУМНОЖИТСЯ, трудолюбивому охотно все дают и все у них в избытке,

А У НЕИМЕЮЩЕГО ОТНИМЕТСЯ И ТО малое,

ЧТО ИМЕЕТ (что он считает своим) и перейдет в руки усердных и трудолюбивых. Но этого мало:

А этого

НЕГОДНОГО РАБА ВЫБРОСЬТЕ ВО ТЬМУ ВНЕШНЮЮ, бросьте в самую глубокую и мрачную темницу:

ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ – пусть там он век свой в безнадежном отчаянии плачет и скрежещет зубами от нестерпимых страданий!..

СКАЗАВ СИЕ, закончив эту притчу, Господь

ВОЗГЛАСИЛ: КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ,ДА СЛЫШИТ! Кто хочет быть внимательным, тот внимай и прилагай сказанное к себе! Последуем в благоговении этому приглашению Господню, вникнем в смысл Его Божественной притчи, чтобы получить себе пользу душевную и избежать участи ленивого раба. «Человек в этой притче означает Бога Творца и Промыслителя, – говорит святитель Филарет, – Который рабам Своим, т.е. всем человекам, дает различные дары, естественные и благодатные, в особенности же Богочеловека Христа, Который, отходя от земли на небо, «восшед на высоту… дал дары человекам» (Еф. 4:8), как то: дары Святого Духа, Евангелие, Таинства, и вообще …от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет. 1:3). Эти различные таланты даются нам каждому по силе его, т.е. вполне удовлетворительно для потребностей нашей жизни. Апостолы, в день сошествия на них Святого Духа, получили особые благодатные дары, потребные для их великого служения; их преемники, пастыри Церкви, в Таинстве рукоположения получают также дары Божественной благодати, немощных врачующей и оскудевающих восполняющей; каждый христианин в Таинствах Церкви приемлет благопотребные дары благодати Господней, укрепляющей его в жизни духовной, врачующей его душевные и телесные недуги, освящающей его семейную жизнь, благословляющей все его добрые начинания. Кроме этих даров благодатных каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему, кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов.

Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Как все тело не есть око, не есть ухо, так и в Церкви не все правители и учители. Но часто бывает, что человек менее даровитый трудится усерднее того, кто более талантлив, но ленив. Притча Христова и учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим. 2:4), а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению. Велик ли был талант у Сарептской вдовицы? Одна горсть муки и немного елея в сосуде. Но она усугубила его, препитав пророка Илию. А лепта евангельской вдовицы принята Господом и оценена дороже богатых приношений фарисейских. «Правда, – продолжает святитель Филарет, – все зависит от дарованных талантов, без которых рабы как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются и приобретать, а получившие менее совсем не стараются. Не указывает ли это на нас, ибо мы часто говорим, что мы не апостолы, не святые, не праведные, не имеем их благодати, и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Видите, как уже принятый дар Божий может оказаться принятым к осуждению, ибо Раздаятель прозорлив и после крайнего милосердия совершенно правосуден: не попустит, чтобы дар Его был расточен безплодно и чтобы под личиной немощи укрылись лукавство и леность. Он отнимет пренебреженный дар и неключимому рабу оставит только тьму кромешную». В притче говорится, что господин приходит «по долгом времени» : этим Господь опять указывает на то, что Его пришествие будет не так скоро, как думали Его ученики. Достойно внимания, с какой радостью являются к господину усердные рабы. Их совесть спокойна; они исполнили свое дело, кто как мог; с чувством благодарности к своему господину, который доверил им свои капиталы, они не себе, а ему же приписывают успех своих трудов, – каждый говорит: «ты дал мне… и я приобрел». Значит, если бы ты не дал, я ничего бы не приобрел. Так смиренно смотрят и праведники на свои дела: «не я… а благодать Божия» сделала это, – говорит апостол Павел (1Кор. 15:10). Мы – рабы, ничего не стоящие…

Таким праведникам и смерть не страшна: она для них – конец трудового дня; не страшен и суд Божий, ибо их сердце предчувствует, что они услышат от Господа столь вожделенное: войди в радость Господина твоего, т.е. « «получите то, чего око не видало, ухо не слыхало, и что не восходило на сердце человеку». Для верного раба более этой не может быть награды, потому что быть с Господом и видеть радость Своего Господа есть самая высшая награда», – говорил блаженный Иероним. «Получивший пять и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ: значит и совершивший малое получит равную часть с совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит надлежащим образом» (блаж. Феофилакт). Поучительно, что неисправным является в притче получивший один талант. Мог оказаться неисправным и получивший пять талантов; к несчастью, в жизни бывает нередко, что люди, весьма щедро наделенные от Бога и природными дарованиями и благами земными, не хотят употреблять их во славу Божию. Но Господь говорит в Своей притче о рабе с одним талантом, чтобы научить, что не высокая или знатная доля, не то, много или мало дано тебе талантов, а верно ли ты исполнил свой долг – вот что послужит оправданием на суде Божием. «Иной успокаивает себя мыслями, – говорит Филарет, митрополит Московский, – я – не то, что лукавый раб, который зарыл данный ему талант и ничего доброго не сделал; я нечто делаю; то еще не беда, что некоторые заповеди не исполнены, некоторые дни или часы не посвящены Богу, как бы надлежало, что некоторые средства добра обращены только к удовольствию собственному… Ах, клеврет мой, ты не так рассуждаешь, как судит праведный Господь наш. Только верному в малом Он дарует многое, следовательно, допуская неверность в малом, ты сам себя лишаешь права на многое»… Поразительна дерзость ленивого раба: он не стыдится назвать своего господина в глаза жестоким и алчным. Так и закоснелый, неисправный грешник может дойти до того, что будет готов обвинять Господа Бога в своей погибели, как будто Бог призывает к труду – и не дает умения и сил, возлагает бремя – и не услаждает сердце несущих это бремя. Ленивый раб хвалится тем, что возвращает талант в целости господину. Но не для того господин вручил ему этот талант, чтобы только сберечь его, а чтобы приумножить. Не для того, например, Господь дает человеку богатство, чтобы он берег его под замком, но для того, чтобы благотворил ближним и через это умножал славу Божию; не затем Господь дает ум, дар слова, силы и способности телесные и душевные, чтобы человек ничего не делал, а для того, чтоб все это употреблял на пользу ближним и через это еще более в самом себе укреплял эти дары Божии во славу Божию и себе во спасение.

Наши ближние и есть торжники, умножающие наши таланты: лихва – это их добрые дела, по нашему научению сделанные, из благодарения Господу Богу за то добро, какое они через нас получили, их и наше через них, по их молитвам, спасение вечное… В сущности, возвратить Богу эти дары так, как возвратил ленивый раб данный ему талант, невозможно: дары и призвание Божие непреложны, говорит апостол, их можно или приумножить, или вовсе потерять. И ленивый раб только хвалится, будто он добровольно возвращает талант: на самом деле талант у него отнимается: «возьмите у него талант» , – говорит господин. Так и бывает с тем, кто не употребляет даров Божиих во славу Божию. Все земные блага отнимает у человека смерть; силы и способности душевные и телесные, если человек не пользуется ими, часто глохнут, постепенно оскудевают от бездействия, так что под конец жизни нередко человек только воображает, что он обладает ими, а на самом деле уже стал неспособен ни к какому труду. Так сбывается над ним слово Христово: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29). И мы часто видим, что на место человека способного и талантливого, но ленивого, становится другой, более усердный, и таким образом обогащается талантом, отнятым у первого. Вот почему святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто получил дар слова и учения для пользы других, и не пользуется им, тот погубляет самый дар… Итак, будем внимать словам этим, пока есть время, будем приобретать на талант, ибо если здесь будем ленивы и станем жить безпечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы реки слез пролили. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и не были образованными. Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения, но и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им, то соревнуем Господу: если же напротив, то – диаволу»…

На всяком месте можно угодить Господу!

Некоторым кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но на всяком месте можно угодить Господу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов — низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач после смерти своей с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Господь наделяет каждого талантами по силам его души и не требует от человека непосильного ему. О разных же поприщах служения Богу в земной жизни святой Апостол Павел говорит:

Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены.

Откуда человек знает, малы или велики данные ему Господом таланты? Рыбак Петр сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека Божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.

Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев-отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».

Большие дарования таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в прелесть диавольскую, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами, возгордиться, и тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние — не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце-диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жиревшие на слезах стариков и сирот, таковы тираны-правители, но худшие из них — это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами, в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью, но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи и тысячи душ.

Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке начинается и многих заражает,

И нет преступнее тех, кто выпестовал в себе духовную чуму, чтобы потом пустить ее в мир. Они не пачкали своих рук в крови и грязи, они таились в тиши кабинетов, склонившись над белой бумагой, но безумным мороком для целых народов оборачивались их «тихие труды». Это «глубокий мыслитель и примерный семьянин» Карл Маркс зверствовал руками большевиков в несчастной соблазненной России в годы красного террора. Это «пылкие демократы» Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов были жесточайшими из надсмотрщиков в сталинских лагерях. Это «блестящий философ и поэт» Фридрих Ницше посылал гитлеровцев умерщвлять людей в газовых камерах. «Ученый новатор» Зигмунд Фрейд призвал «раскрепостить инстинкты», то есть дать волю низким страстям человека, — и вот теперь тень Фрейда витает в притонах разврата, поощряет похоть и блуд, грехи содомские и гоморрские, с детства растлевает воображение людей порнографией, чтобы потом превратить их в нечистых животных.

В списке соблазнителей и развратителей человечества есть крупные и мелкие — от властителей дум до авторов бульварных книжонок. Но чем талантливее несущие семена соблазна книга или картина, фильм или музыка, тем горший для себя приговор услышат их авторы на Страшном Суде Господнем.

«Зарыть талант в землю» — значение и происхождение фразеологизма с примерами?

Какое значение имеет выражение «Зарыть талант в землю«?

Что оно означает, когда его применяют и каково его происхождение?

Мне очень нравится этот фразеологизм. Оно существует уже не одно столетие. И, я уверена, будет актуально до скончания мира.

В античное время талантом была денежная единица измерения, которая долго была в обращении. До наших дней дошла притча о том, как хозяин уезжал надолго из дома. Своим домочадцам, в частности трем рабам, он оставил деньги, чтобы они смогли прожить в его отсутствие. Каждому он дал по одному таланту — по одной монете. Два раба оказались очень предприимчивыми. Они вложили деньги в дело и приумножили капитал. Третий раб, чтобы чего плохого не случилось с деньгами, просто закапал их в землю. По возвращении хозяина рабы вернули ему таланты. Два раба дали денег даже больше, чем было первоначально, а третий — всю ту же монету, талант, который он выкопал из земли.

В наше время денежная единица — талант — давным давно вышла из обращения. Это слово приобрело совершенно другое значение — особенные способности человека в какой-то сфере науки, культуры, спорта и т. п.

Фразеологизм «зарыть талант в землю» означает:

  • Человек не ценит свои способности. Зная о своем таланте в одной сфере, работает в совершенно другой.

  • Бывает, что обстоятельства не позволяют человеку развить свои способности.
  • Ребенку не позволяют или нет возможности развивать свои способности.

Примеры

Задорнов Михаил Николаевич (1948 – 2017)

“О чем пел соловей” (1925 г.):

“Былинкин, всегда несколько склонный к американизму, забросил вскоре свои литературные достижения, без сожаления закопал талант в землю и стал жить по-прежнему, не проектируя своих безумных идей на бумагу.”

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

“Водевиль” (1884 г.):

“Талант, совсем талант! Знаешь что, брат? Бросай ты службу и изволь писать! Писать и писать! Подло зарывать талант в землю!”

“Дорогая собака” (1885 г.):

“Одно только жаль: охотиться мне некогда! Гибнет без дела собака, талант свой зарывает… Потому-то и продаю.”

Талант Жизнь Люди Знаменитые Мудрые

Крылатые фразы

Усердный труд во славу Божию — вот единственный путь

Кавказский скит Валаама: "Поклоняться нужно и в духе, и в истине" Кавказский скит Валаама: “Поклоняться нужно и в духе, и в истине” Но как много добра может совершить тот, кто к талантам своим приложил Боголюбие и братолюбие, усердно трудясь на ниве Господней. Как прекрасны и поучительны творения святых отцов, духоносных наставников наших, — словно мед и млеко поныне текут из их уст, питая верных. И в светском искусстве немало таких, кто посвятил себя не заигрыванию с низкими страстями, но служению высшему. Не просто картинами, но святыми иконами сделались лучшие полотна Нестерова, Васнецова, Александра Иванова. Духовная музыка Бортнянского, Глинки, Мусоргского не только услаждает слух, но и возвышает душу слушающего. Верными своими сынами считает Церковь Российская писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского, Сергея Аксакова и Алексея Хомякова, Сергея Нилуса и Константина Леонтьева, лучшие страницы их книг поистине озарены светом Христовым.

И нынешние люди искусства могли бы многое сделать для просвещения духовно обескровленного народа, но увы! Немного мы видим среди них ревнителей благочестия.

Усердный труд во славу Божию — вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие.

Видя благое усердие и постоянство труженика, Господь не преминет возвести его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом — Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд — радостью, а служение Господу и ближним — сладостнейшим из блаженств. Об этом-то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения.

Богословское толкование

Традиционно принято считать, что эта притча о Христе и его последователях — людях, хранящих в сердце христианскую веру. Каждому человеку Господь дает и внешние блага, и внутренние таланты. Каждый человек получает как особые способности и возможности, так и испытания, которые ему по силам.

Расставание слуг с господином символизирует тот отрезок земной жизни, который проходит после окончания земного пути Христа. Христиане верят, что Сын Божий вернется на Землю во славе Своей, и тогда свершится высший суд, на котором каждый человек будет держать ответ перед Всевышним.

Все люди будут отвечать за свои поступки. Те, кто воспользовался Божьими дарами и приумножил дарованные Господом блага, взрастил духовные ростки в своей душе, будут удостоены похвалы и Божьей милости. Те же, кто потратил свое время безрезультатно, не оценив Божью милость и блага его, понесут наказание.

Другие русские выражения

Другие значения и истории происхождения выражений, фразеологизмов, поговорок, пословиц и крылатых фраз на сайте из нашего словаря слов и выражений русского языка:

Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет (расшибет)Застать врасплохЗастрельщикЗасучив рукаваЗаткни фонтан

Талант — миф или реальность?

Прежде чем объяснить значение фразеологизма «зарыть талант в землю», мы расскажем, что же такое талант. Это такое абстрактное понятие, которое в двух словах описать просто невозможно. Талант — это не что-то, что дается человеку от рождения. Это сочетание навыков, которые постепенно осваиваются. К примеру, дети в школе учатся рисованию. Среди них есть четырнадцатилетний мальчик, который очень хорошо рисует.

Скорее всего, способностей у него столько же, сколько у его одноклассников. Однако у этого мальчика жизнь сложилась по-другому. В детстве родители не отбирали у него альбом и не запрещали творить так, как ему хотелось. Возможно, он изрисовал все обои, но его за это не ругали. А когда мальчик подрос, его отдали в художественную школу.

Теперь у подростка появилась возможность ежедневно оттачивать свои навыки. Он это делает с удовольствием, и родители поощряют его успехи. А кто-то, посмотрев как 14-ти летний мальчишка рисует, скажет: «Да. Он талант». Просто этот «кто-то» не видел, сколько труда стояло за тем, чтобы этот «талант» сформировался.

Примеры

(1948 — 2017)

«О чем пел соловей» (1925 г.): «Былинкин, всегда несколько склонный к американизму, забросил вскоре свои литературные достижения, без сожаления закопал талант в землю

и стал жить по-прежнему, не проектируя своих безумных идей на бумагу.»

Каждый человек на этой планете ищет счастье. Кто-то получает удовольствие от общения с друзьями, кто-то — от увлечения спортом, а кто-то — от чтения книг. Но стать счастливым можно только тогда, когда все сферы жизни будут в гармонии. Многим наладить отношения с друзьями и любимыми людьми нетрудно, а заниматься спортом сегодня доступно каждому. И, тем не менее, найти свое призвание в жизни для некоторых является непосильной задачей. Но есть и такие люди, которые находят свою стезю, и по каким-то причинам не идут по ней. Как не зарыть талант в землю, значение фразеологизма и дельные советы вы сможете узнать, прочитав статью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...