ГОСТ 23479-79 Контроль неразрушающий. Методы оптического вида. Общие требования

ГОСТ 23479-79; Статус:Утратил силу в РФ; Контроль неразрушающий. Методы оптического вида. Общие требования

Текст ГОСТ 23479-79 Контроль неразрушающий. Методы оптического вида. Общие требования

ГОСТ 23479-79

Группа Т59

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Контроль неразрушающий

МЕТОДЫ ОПТИЧЕСКОГО ВИДА

Общие требования

Non-destructive testing. Optic methods. General requirements

МКС 19.100
ОКСТУ 0011

Дата введения 1980-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 февраля 1979 г. N 484 дата введения установлена 01.01.80

Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94).

ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, утвержденными в августе 1984 г., июне 1989 г. (ИУС 12-84, 11-89).

Настоящий стандарт распространяется на методы оптического вида неразрушающего контроля объектов и устанавливает общие требования к аппаратуре, стандартным образцам, порядку подготовки и проведению контроля, оформлению результатов и требования безопасности.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

Что такое контраст и как вы можете получить высококонтрастные фотографии?

Контраст — это важная концепция в фотографии, но также и одна из самых запутанных, поскольку для ее реализации существует множество способов. Что же, давайте разбираться. Давайте посмотрим на два изображения ниже:

Взлет ПавлинаВзлет Павлина

Взлет Павлина

Фазан NIKON D750 @ 500мм, ISO 2000, 1/2000, f / 5,6Фазан NIKON D750 @ 500мм, ISO 2000, 1/2000, f / 5,6

Фазан NIKON D750 @ 500мм, ISO 2000, 1/2000, f / 5,6

Какое из двух изображений контрастнее? Первое изображение взлета павлина имеет только белый и черный цвета, и между ними нет оттенков. Контраст хорошо виден. На втором изображение много серого цвета всех оттенков, начиная от практически белых областей до полностью черного фона. Правда состоит в том, что обе эти фотографии имеют высокую контрастность, но по-разному, формируя разные впечатления для зрителя. Первое изображение технически имеет более высокую контрастность — настолько высокую, насколько это возможно на фотографии — но второе выглядит более контрастно.

Контраст не является универсальной единицей, которая всегда выглядит одинаково. Существует много типов контраста, и мы рассмотрим те, которые наиболее важны в фотографии.

Контраст яркости

Чтобы понять что это, просто вспомните, что делает большинство из нас, когда мы собираемся добавить контраст в фоторедакторе. Мы просто перемещаем ползунок контраста в сторону большего или меньшего значения.

Натуральное фото с камеры, открытое в ACR (Adobe Camera Raw)Натуральное фото с камеры, открытое в ACR (Adobe Camera Raw)

Натуральное фото с камеры, открытое в ACR (Adobe Camera Raw)

То же фото с установленным на +60 ползунком контраста.То же фото с установленным на +60 ползунком контраста.

То же фото с установленным на +60 ползунком контраста.

Посмотрите на гистограммы этих двух вариантов. Гистограмма, которая выглядит немного скомканной на исходном фото в редактированном варианте «расползлась» шире. Другими словами, белые и яркие цвета сместились вправо, а темные и тени сместились влево. Добавив контраст, мы сделали светлые места на фото еще более светлыми, а темные — еще темнее. Это то, что мы называем контрастом яркости.

Стоит заметить, что до определенного уровня контраст яркости зависит от объектива, который вы используете, и динамического диапазона вашей камеры. Но многое можно сделать и в пост-продакшн. Но помните, что при добавлении большего контраста вы рискуете потерять детали самых светлых и самых темных местах фотографии, в результате чего вся ваша картина станет неестественной. Наша цель — не просто добавить контраст, а оптимизировать его.

В этой статье я собираюсь объяснить все способы пост-продакшн на примере Photoshop. Аналогичные результаты могут быть достигнуты с использованием Lightroom или другого программного обеспечения для редактирования фотографий.

Инструмент Уровни

Возвращаясь к добавлению контраста, большинство из нас знакомо с ползунком контраста в ACR (Adobe Camera Raw) или в Lightroom. Это добавляет общий контраст ко всему изображению, как описано выше. Но есть и другие инструменты, многие из которых дают более точный контроль над изображением. Одним из мощных, но простых инструментов для достижения этой цели является слой «Регулировка уровней» в Photoshop. Вы можете добавить его поверх любого слоя, нажав кнопку «Создать новый заливочный или корректирующий слой» или «Слой> Новый корректирующий слой> Уровни».

zen.yandex.ru
zen.yandex.ru

Теперь вы увидите слой регулировки уровней (с именем Levels 1) поверх слоя, который вы выбрали. В окне свойств вы увидите гистограмму с тремя ползунками под ней: черный, серый и белый. Они соответствуют теням, полутонам и бликам соответственно. Чуть ниже ползунков вы найдете соответствующие им значения: Черный-> 0; Серый> 1,00; Белый-> 255. Как большинство из нас знает, шкала RGB — это значение, соответствующее шкале от 0 (черный) до 255 (белый) и всему, что находится между ними.

Чтобы лучше это понять, взгляните на изображение ниже:

Вы можете видеть, что обработанное изображение достигло глубины. Трава, кажется, движется на заднем плане, а гусь выделяется на переднем. Итак, как мы это сделали? Процесс был довольно легким — я просто перетащил ползунки черного цвета и выделения на соответствующие концы гистограммы, добавляя контраст.

Полезный совет — удерживайте нажатой клавишу «Alt / Option» в Photoshop, перетаскивая ползунок теней или бликов. Это дает вам предварительный просмотр любых областей фотографии, которые потеряли детали, став полностью черными или белыми. Остановите ползунок прямо перед тем, как исчезнут какие-либо детали в областях тени или выделения, обозначенных изменением цвета предварительного просмотра. Например, на приведенном выше рисунке я переместил ползунок теней на значение 33 непосредственно до того момента, как детали в тени исчезнут.

Как только вы откорректируете тени и блики, обработайте полутона соответственно, чтобы получить оптимальный контраст. Это работает лучше, чем простой «контрастный» ползунок, потому что вы можете индивидуально регулировать светлые, средние тона и тени. Вам также не нужно иметь Photoshop для этого типа настройки, поскольку вы можете сделать что-то похожее в большинстве других программ постобработки, либо через аналогичную настройку уровней, либо с помощью нескольких ползунков, работающих в тандеме.

Примечание. Когда вы добавляете контраст, вы можете видеть насыщенность, добавляемую к изображению. В этом случае вам может потребоваться уменьшить непрозрачность слоя или уменьшить насыщенность с помощью отдельной настройки, если вам не нравится, как выглядит фотография.

Используйте тени и подчеркните основные моменты

Мы часто склонны следовать прямым правилам большую часть времени. Я видел фотографов, которые пытались вытянуть детали из каждого сантиметра кадра, усиливая тени и восстанавливая блики независимо от фотографии. В какое-то время, даже я оказался на этом «скользком» пути. Но позже я понял, что это не всегда правильно.

Особенно, когда ваш объект находится перед темным фоном, таким как многие мои фотографии дикой природы, высокая контрастность и темные тени могут сделать объект красивым. Психологически наши глаза естественно ориентируются на более яркие области изображения.Таким образом, более темный фон подводит взгляд наблюдателя к предмету и держит его внимание на предмете. Буквальное значение контраста — это разница . По этой причине темный фон делает объект ярче.

Пятнистый голубь | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/1600, f / 5,6Пятнистый голубь | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/1600, f / 5,6

Пятнистый голубь | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/1600, f / 5,6

NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/3200, f / 5,6NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/3200, f / 5,6

NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/3200, f / 5,6

| NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/500, f / 5,6| NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/500, f / 5,6

| NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/500, f / 5,6

Приведенные выше изображения не были бы и наполовину такими привлекательными, если бы фон был ярче, чем предметы.

Желательно всегда иметь в виду, что весь процесс создания фотографии должен начинаться до нажатия кнопки затвора. Вот несколько советов:

  • Снимайте, когда свет находится под углом. Одним из лучших времен является золотой час с солнцем позади вас, освещающим объект и выявляющим естественный контраст в ваших объектах.
  • Мы часто используем так называемый «режим пулемета», когда видим объект или сцену. Вместо этого подождите, пока ваш объект переместится на интересный свет и/или фон. Свет — преобладающая составляющая любой фотографии. Ведь сама фотография — это запись света. Поэтому найдите время, чтобы скомпоновать ваше изображение, чтобы получить контрастные передний план и фон.
  • Если фон значительно темнее объекта, переключитесь на точечный замер с матричного. Это позволит камере игнорировать свет, находящийся за пределами точки фокусировки, следовательно, создавая высокую контрастность между объектом и фоном, и уменьшая вероятность переэкспонирования.

Не пытайтесь создать контраст, которого не существует

Если мы не будем осторожны, то легко можем создать «пластиковые» изображения. Посмотрите на фотографию восточного имперского орла ниже:

Восточный имперский орел | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 800, 1/800, f / 5,6Восточный имперский орел | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 800, 1/800, f / 5,6

Восточный имперский орел | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 800, 1/800, f / 5,6

Было уже около 11:00 утра, когда я сделал эту фотографию. Позади птицы было огромное облако без деталей, и ни один ракурс не мог помочь мне в этой ситуации. Я хотел получить фотографию с подсветкой. Я пожертвовал фоном и работал над получением всех деталей по предмету.

Это полная противоположность изображениям, которые мы видели выше, с полностью размытым фоном, содержащим максимально возможные детали объекта. Тем не менее, это высококонтрастное изображение; такие изображения называются фотографиями светлых тонов. В то время как сдержанные изображения предназначены для сохранения ярких деталей, изображения в высоком ключе — как раз наоборот. Здесь, если вы хотите, чтобы объект был виден и детализирован, важно сохранить нетронутыми тени. (Если вы этого не сделаете, объект будет скорее силуэтом, как первая фотография в этой статье. Это не всегда плохая идея, но это очень специфический вид, который не подходит для каждой фотографии.)

Осветительные приборы

Независимо от того, что мы фотографируем, падающий свет на объекте определяет общее качество изображения. Никакая комбинация камеры и объектива не может преобразовать плохой свет в хороший. Мы можем только сделать хороший свет лучше. Свет больше всего определяет контраст нашего изображения.

 | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 560, 1/4000, f / 5,6 | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 560, 1/4000, f / 5,6

 | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 560, 1/4000, f / 5,6

При фотографировании этой «парочки» свет был идеальным. Моя тень падала ​​прямо в сторону объектов съемки, означая, что солнце было прямо позади меня. Это было в золотой час. В результате на изображении отсутствуют резкие блики или тени, но объекты по-прежнему выделяются на заднем плане.

Это идеальный сценарий, но нам не всегда так везет, особенно с фотографированием дикой природы. Обычно говорят, что если источник света находится даже под небольшим углом к ​​нам влево или вправо, более чем на 20 градусов позади нас, мы получаем частично освещенные или полуосвещенные объекты.

Египетский гриф | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 360, 1/4000, f / 5,6Египетский гриф | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 360, 1/4000, f / 5,6

Египетский гриф | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 360, 1/4000, f / 5,6

Полосатый Смеющийся воробей | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/1600, f / 5,6Полосатый Смеющийся воробей | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/1600, f / 5,6

Полосатый Смеющийся воробей | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/1600, f / 5,6

На фотографии египетского стервятника солнце находилось почти под углом 45 градусов, оставляя тень на другой стороне объекта. Это создает некоторый контраст в предмете, заставляя его выделяться. На следующем снимке воробей переместился в точку, где рассеянный солнечный свет между ветвями освещал его неравномерно на темном фоне, увеличивая общую контрастность изображения и самого объекта.

Мы часто стремимся получить технически правильную картинку, забывая о том, что технически совершенная картинка не всегда может быть интересной. Правила — это просто руководящие принципы, которые облегчают наше понимание.

Цветовой контраст

До сих пор мы говорили о макроконтрасте. В первую очередь мы обсудили контраст между светлыми и темными поверхностями, он же контраст яркости. Теперь давайте посмотрим на цветовой контраст и проиллюстрируем примерами:

Большой Фламинго | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/4000, f / 8,0Большой Фламинго | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/4000, f / 8,0

Большой Фламинго | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/4000, f / 8,0

То же,  но с удаленными цветами | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/4000, f / 8,0То же,  но с удаленными цветами | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/4000, f / 8,0

То же,  но с удаленными цветами | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/4000, f / 8,0

Между двумя изображениями выше не было никакого другого редактирования, кроме добавления черно-белого слоя поверх цветного изображения. Ч/б кажется плоским, с небольшим разделением на желто-оранжевом переднем плане или между красно-пурпурными фламинго и задним фоном. Птицы просто не выделяются на фоне голубой воды и растений позади них.

Это потому, что, как и контраст между светлыми и темными участками, существует контраст между цветами. Чтобы лучше это понять, давайте разберемся с теорией цвета. У нас есть красный, зеленый и синий (RGB) с одной стороны, которые являются основными цветами, и голубой, пурпурный, желтый (CMY) в качестве их противоположности с точки зрения максимального контраста. Точно так же, как черный — противоположность белого, голубой — противоположность красного, пурпурный — противоположность зеленого, а желтый — противоположность синему.

Даже если у вас два контрастирующих цвета с одинаковой яркостью, только разница в цвете делает изображение контрастным.

Ниже приведены несколько примеров, где цветовой контраст играет важную роль:

Долина Спити | NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/250, f / 5,6Долина Спити | NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/250, f / 5,6

Долина Спити | NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/250, f / 5,6

| NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/160, f / 5,6| NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/160, f / 5,6

| NIKON D750 @ 500 мм, ISO 2000, 1/160, f / 5,6

Как мы можем улучшить цветовой контраст? Когда у нас есть два контрастных цвета, предпочтительно рядом друг с другом, мы можем сделать один из контрастных цветов ярче, а другой темнее.

Посмотрите на фото ниже. Голубое небо как раз граничит с золотыми горами. Эта фотография была сделана незадолго до заката солнца, солнце прямо позади меня, освещало горы теплым светом и проявляло желтые цвета. Я находился на высоте почти 4500 метров снимая эту фотографию. Когда вы поднимаетесь выше, небо кажется темнее. Вот почему, когда вы находитесь в самолете, совершающем полеты на большой высоте, небо выглядит таким насыщенно синим.

NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/400, f / 8,0NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/400, f / 8,0

NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/400, f / 8,0

Мы можем еще больше повысить контраст при постобработке, используя опцию HSL в ACR или в Lightroom. Находясь в Photoshop, нажмите «Фильтр»> «Camera Raw Filter» и выберите значок HSL. Нажмите значок «Яркость» и там вы можете увеличить или уменьшить яркость отдельных цветов. Убедитесь, что вы не переусердствовали, так как это может добавить шум и/или создать полосы в более гладких областях вашего изображения (например, в небе).

zen.yandex.ru

Микро Контраст

Статья по контрасту не является полной без учета микроконтрастности. Что такое микроконтраст? Проще говоря, это контраст между тонами, которые находятся рядом друг с другом. Чтобы лучше это понять, давайте взглянем на картинку ниже.

Долина Чандра | NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/100, f / 5,6Долина Чандра | NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/100, f / 5,6

Долина Чандра | NIKON D750 @ 20 мм, ISO 100, 1/100, f / 5,6

Например, взгляните на гору слева. Вся гора в тени, но между этими тенями, которые находятся так близко друг к другу, все еще много контраста.

Микроконтраст — это дискуссионная тема, и многие фотографы называют это мифом. Возможно, это тот случай, когда каждый просто имеет свои определения микроконтрастности. Но я лично считаю, что она существует и сильно зависит от объектива. Я вижу большую разницу при редактировании двух снимков одного и того же объекта/кадра двумя разными объективами. На самом деле, во время пост-обработки мы не можем вытащить то, что недоступно на исходнике.

Хотя микроконтраст больше ассоциируется с монохромными изображениями, где он действительно занимает центральное место, он также имеет значительный приоритет и в цветных фотографиях. Картинка ниже в основном состоит из различных оттенков коричневого, но вы можете видеть, как различные коричневые оттенки, расположенные рядом друг с другом, выделяются и придают объекту реалистичность:

Восточная горлица | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/1600, f / 5,6Восточная горлица | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/1600, f / 5,6

Восточная горлица | NIKON D750 @ 500 мм, ISO 1000, 1/1600, f / 5,6

Заключение

В этой статье мы увидели, как контраст выходит за рамки простого нажатия ползунка контрастности. Суть не в том, чтобы получить максимальный контраст, а в конечном итоге — оптимальный. Не слишком много, не слишком мало.

Как вы наверное заметили, мне приходится очень много путешествовать по миру. Я крайне увлечен такими жанрами как пейзаж и фотография дикой природы. Благодаря такому сервису как автобусні квитки Україна планирование поездок стало намного проще и приятней, будь то поездка на поезде, автобусе или авиаперелет.

Если есть какие-либо вопросы / комментарии относительно этой статьи, пожалуйста, не стесняйтесь помещать их в раздел комментариев, и я постараюсь ответить как можно раньше

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Методы оптического вида контроля основаны на применении электромагнитного излучения в диапазоне длин волн от allgosts.ru до allgosts.ru мкм.

1.2. Методы оптического вида контроля и области их применения приведены в табл.1.

Таблица 1

Название метода

Область применения

Факторы, ограничивающие область применения

Контролируемые параметры

Чувстви- тельность

Погреш-
ность, %

Визуальный

Дефектоскопия, контроль формы

Диапазон длин волн должен быть 0,38-0,76 мкм

Дефектность, отклонение от заданной формы

0,1 мм

Визуально-
оптический

Дефектоскопия с помощью микроскопов, стереоскопия, размерный контроль с помощью проекционных устройств, эндоскопия внутренних поверхностей, интроскопия

Минимальная яркость изображения объекта контроля не менее 1 кд/мallgosts.ru

Размеры изделий, дефектов, отклонения от заданной формы

d0fajbpy_ki3.jpg

0,1-1,0

Интерферо-
метрический

Оптическая толщинометрия, контроль формы полированных изделий, анализ шероховатости

Применим только для полированных поверхностей

Сферичность, плоскостность, толщина

allgosts.ru

0,1

Дифракци-
онный

Контроль размеров тонких волокон, формы острых кромок, структуры

Размеры дефектов должны быть сравнимы с длиной волны света

Диаметры волокон, размеры дефектов, острых кромок

allgosts.ru

1,0

Поляризаци-
онный

Контроль напряжений в прозрачных средах методом фотоупругости, анализ степени поляризации источников света, эллипсометрическая толщинометрия

Применим только для оптически прозрачных сред

Вращение плоскости поляризации двулучепреломление, толщина

ausq21zb_aye.jpg

1,0

Фазово-
контрастный

Контроль оптической неоднородности прозрачных сред

Применим только для оптически прозрачных сред

Градиент показателя преломления

e5la2vc0_e1k.jpg

0,01

Рефракто-
метрический

Дисперсионный контроль оптических сред, измерение концентрации растворов

Применим только для оптически прозрачных сред

Показатель преломления

2sxtiwaq_oul.jpg

0,01

Рефлексо-
метрический

Контроль шероховатости поверхности изделий, измерение блеска и глянца

Коэффициент отражения должен быть не менее 1%

Коэффициент отражения, индикатрисса отражения

iwgdf5ab_2d5.jpg

1,0

Денсито-
метрический

Анализ оптической плотности светофильтров, прозрачных пленок

Применим для нерассеивающих прозрачных сред

Оптическая плотность, коэффициент пропускания

vo14f0nz_jf5.jpg

1,0

Спектраль-
ный

Контроль спектральных характеристик изделий в отраженном и проходящем свете, анализ состава газовых смесей, жидкостей, твердых веществ

Спектральные коэффициенты отражения, поглощения, пропускания, концентрация вещества

mcenprtu_l1m.jpg

1,0

Колоримет-
рический

Анализ цвета изделий

Наличие источников посторонней засветки

Координаты цвета

100,0 мкм

1,0

Нефеломет-
рический

Анализ структуры кристаллов, стекол, растворов, газов, гранулометрия

Индикатрисса рассеяния, коэффициенты рассеяния, концентрация объемных включений

u31at4bj_d0i.jpg

1,0

Стробоско-
пический

Дефектоскопия и размерный контроль подвижных объектов

Угловая скорость

allgosts.ru с

5,0

Фотометри-
ческий

Измерение характеристик источников оптического излучения

Яркость

Освещенность

allgosts.ru кд/мallgosts.ru

allgosts.ru лк

5,0

Голографи-
ческий

Контроль геометрии объектов сложной формы, однородности оптических сред

Малая когерентность лазера, вибрации

Деформации, перемещения, отклонение от заданной формы, градиенты показателя преломления

allgosts.ru

1,0

Телевизи-
онный

Электронно-оптический анализ структуры веществ, измерение линейных размеров

Гранулометрические характеристики, размеры дефектов

ovoabdxi_osr.jpg

1,0

Примечание. allgosts.ru – минимальная разность длин волн, при которой возможно измерение спектральных характеристик объектов;

allgosts.ru – длина волны света;

y0v2dd55_ij1.jpg – апертура оптической системы,

где allgosts.ru – показатель преломления;

allgosts.ru – апертурный угол.

2. АППАРАТУРА И СТАНДАРТНЫЕ ОБРАЗЦЫ

2.1. При контроле оптическим методом применяют аппаратуру по ГОСТ 12997-84 и техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Основными характеристиками аппаратуры оптического вида контроля должны быть:

разрешающая способность;

диапазон рабочих температур;

поле зрения;

предел допускаемой основной погрешности измерения (для аппаратуры с измерительной системой).

2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.3. Величины погрешности аппаратуры должны определяться по стандартам и техническим условиям на конкретные типы аппаратуры, а виды нормируемых характеристик средств измерений должны соответствовать ГОСТ 8.009-84.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. Аппаратура оптического вида контроля должна обеспечивать качество изображения дефектов (яркость, цвет, контраст, размер, время анализа), необходимое для обеспечения оптимальных условий их наблюдения.

2.5. При выборе аппаратуры следует предпочитать (при одинаковых характеристиках) приборы c экранным методом наблюдения, вызывающие меньшее зрительное утомление.

2.6. Для защиты от попадания в глаз оператора мешающих наблюдению световых лучей аппаратура должна иметь соответствующие устройства (диафрагмы, бленды и т.п.).

2.7. Для настройки и периодической проверки работоспособности и расшифровки показаний аппаратуры должны использоваться стандартные образцы, разрабатываемые и изготавливаемые по технической документации разработчика аппаратуры или по отраслевым и междуведомственным техническим документам.

2.8. При приемо-сдаточных, периодических и типовых испытаниях аппаратуры должны использоваться стандартные образцы, разработанные предприятием – разработчиком аппаратуры и изготовленные предприятием – изготовителем аппаратуры.

2.7, 2.8. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.9. Для проверки аппаратуры непосредственно перед проведением контроля объектов, а также для контроля методом сравнения с объектом могут быть использованы образцы, специально изготовленные потребителем аппаратуры, с внесением определенного вида дефектов.

Наименьший размер выявляемых дефектов должен не менее чем в три раза превышать величину микронеровностей рельефа поверхности контролируемых объектов.

Примечание. Допускается использование имитаторов.

2.10. (Исключен, Изм. N 2).

3. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ

3.1. Подготовка аппаратуры и объекта контроля должна производиться в соответствии с технической документацией на контроль и включать:

подготовку объекта контроля к операциям контроля;

проверку работоспособности аппаратуры;

выбор условий контроля.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. Подготовка контролируемого объекта к операциям контроля должна производиться в следующей последовательности:

до начала проведения контроля с поверхности объекта контроля удаляют частицы или загрязнения, мешающие проведению контроля;

определяют границы контролируемого участка и характер дефектов.

3.3. Проверка работоспособности аппаратуры должна производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатационной документации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4. Выбор условий контроля должен сводиться к обеспечению нормальных условий освещенности контролируемого объекта, установлению требуемого режима работы и взаимного расположения объекта контроля и аппаратуры.

3.5. Схемы испытаний методами оптического вида контроля приведены в табл.2.

Таблица 2

Способ освещения

Схема испытаний

Области применения

В отраженном свете

0szv2kju_sy4.jpg

Контроль поверхностных дефектов непрозрачных материалов, измерение линейных размеров

В проходящем свете

oxvz2xka_k00.jpg

Контроль внутренних напряжений, наличия включений в прозрачных материалах, измерение линейных размеров

В рассеянном свете

jcq4zqxw_u5v.jpg

Контроль диффузно-отражающих изделий, обнаружение включений по методу темного поля, измерение блеска, цвета и яркости поверхности

Комбинированное освещение

p3ysodhv_opn.jpg

Контроль кристаллов, полупрозрачных материалов, анализ структуры и микрорельефа поверхности изделий

Обозначения: 1 – источник излучения; 2 – объект контроля; 3 – приемное устройство; 4 – зеркальная составляющая отраженного потока.

Примечания:

1. Схема испытаний зависит от размера и формы объекта и выбирается с учетом оптимальных условий выявляемости конкретного типа дефектов.

2. Параметры источника излучения (интенсивность, спектр, поляризация, пространственно-временное распределение интенсивности, степень когерентности) следует выбирать так, чтобы обеспечить максимальный контраст изображения.

3.6. Нормы освещенности поверхности объекта при визуальном контроле в зависимости от контраста дефекта с фоном и его размером приведены в табл.3.

Таблица 3

Освещенность, лк, при системе

Наименьший размер дефекта, мм

Контраст дефекта с фоном

Характерис- тика фона

комбинированного освещения

общего
освещения

разрядными лампами

лампами накаливания

разрядными лампами

лампами накаливания

До 0,15

Малый

Темный

5000

4000

1500

300

Светлый

4000

3000

1250

300

Средний

Темный

3000

3000

1000

300

Светлый

3000

2000

1050

300

Большой

Темный

1500

1250

400

300

Светлый

1500

1250

400

300

От 0,15 до 0,30

Малый

Темный

4000

3000

1250

300

Светлый

3000

2500

750

300

Средний

Темный

3000

2500

750

300

Светлый

2000

1500

500

300

Большой

Темный

2000

1500

500

300

Светлый

1000

750

300

250

От 0,30 до 0,50

Малый

Темный

2000

1500

500

300

Светлый

1000

750

300

200

Средний

Темный

1000

750

500

300

Светлый

750

600

300

200

Большой

Темный

750

600

300

200

Светлый

400

400

200

150

От 0,50 до 1,00
и более

Малый

Темный

750

600

300

200

Светлый

500

600

200

150

Средний

Темный

500

500

200

150

Светлый

500

400

150

100

Большой

Темный

400

400

150

100

Светлый

300

300

150

100

Примечания:

1. Под системой общего освещения следует понимать такое расположение светильников, при котором они создают равномерную освещенность во всех точках производственного помещения.

2. Под системой комбинированного освещения следует понимать такое расположение светильников, при котором на рабочих местам есть местное освещение, а по всей площади помещения – общее, создающее освещенность не менее 10% от значений, установленных в табл.3.

3. Контраст изображения определяют по формуле

xqhlwlwp_553.jpg,

где allgosts.ru – яркость изображения дефекта, кд/мallgosts.ru;

allgosts.ru – яркость фона окружающего дефект, кд/мallgosts.ru.

При flqdqore_ohm.jpg контраст считают большим, при klfjlcsm_fv3.jpg – средним, при ro3uz5vd_3tq.jpg – малым.

3.7. Операции контроля должны производиться с учетом климатических характеристик и требований размещения аппаратуры, изложенных в паспорте и инструкции по эксплуатации.

3.8. Контроль объектов должен осуществляться в соответствии с методикой контроля на конкретные типы аппаратуры и объекта и включать в себя следующие операции:

установку объекта контроля и аппаратуры в требуемое положение;

введение объекта в режим контроля (освещение, устранение смещения или вибрации и т.п.);

наблюдение и (или) измерение контролируемого параметра;

контроль качества объекта посредством сравнения его со стандартным образцом и другим способом;

обработку результатов.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.9. Методика контроля должна разрабатываться предприятием – изготовителем объектов контроля и утверждаться в установленном порядке.

4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Результаты контроля объектов должны оформляться протоколом или заноситься в регистрационный журнал, в которых указывают:

наименование и тип контролируемого объекта, его номер или шифр;

размеры и расположение контролируемых участков на объекте контроля;

условия проведения контроля;

метод оптического вида контроля объекта;

основные характеристики выявленных дефектов (форму, размер, глубину залегания, расположение или ориентацию относительно базовых осей или поверхностей объекта контроля);

наименование и тип используемой аппаратуры и стандартных образцов;

техническую документацию на контроль;

дату и время контроля;

должность, фамилию, имя и отчество лица, проводившего контроль.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.2. При оформлении результатов контроля допускается вводить в регистрационный журнал дополнительные сведения, определяемые спецификой контроля.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. При работе с аппаратурой должны соблюдаться “Правила технической эксплуатации электроустановок и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей”**.
__________________
* На территории Российской Федерации действуют “Межотраслевые Правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок” (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00). – Примечание “КОДЕКС”.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

5.2. Работа с аппаратурой должна проводиться в соответствии с требованиями безопасности, изложенными в эксплуатационной документации на аппаратуру конкретных типов.

5.3. При работе с аппаратурой, в состав которой входят оптические квантовые генераторы, необходимо соблюдать требования “Санитарных правил при работе с лазерами”, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

Термин

Пояснение

Оптический неразрушающий контроль

Определение по ГОСТ 24521-80

Дефект

Определение по ГОСТ 15467-79

Разрешающая способность
аппаратуры

Наименьшее расстояние между точками объекта, раздельно регистрируемыми устройством контроля, выраженное в линейной или угловой мере

Поле зрения аппаратуры

Область объекта, в которой производится контроль и которая измеряется в линейной или угловой мере

Чувствительность

Минимальное изменение размеров, формы, пространственного положения контролируемого объекта, минимальный размер (ширина, глубина, длина) выявляемого дефекта, минимальное изменение эквивалентного параметра, характеризующего структуру или физико-химические свойства контролируемого объекта, которые с заданной вероятностью обнаруживаются в данных условиях при использовании аппаратуры

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Измененная редакция, Изм. N 1).

Текст документа сверен по:

официальное издание
Контроль неразрушающий.
Общие требования: Сб. ГОСТов. –
М.: ИПК Издательство стандартов, 2005

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...